Сложности рынка автоперевозок
08 июн. 2015
Сложности рынка автоперевозок
Рынок автоперевозок испытывает сложности, которые пагубно отражаются на логистике и цепочках поставок. Но государство продолжает ужесточать требования к игрокам и не спешит помочь им стабилизировать бизнес.
Проблем у автомобильных грузоперевозчиков в России сегодня накопилось немало, а решать их попросту некому, считает председатель совета НП «Грузавтотранс» Владимир Матягин. «Вместо поддержки автоперевозчиков все больше нагружают различными поборами. В ближайшем будущем ситуация может стать настолько критической, что рынок легальных перевозок в России рухнет, а работать будут нелегалы и зарубежные компании», – прокомментировал он сложившуюся обстановку.
Вот только некоторые наиболее острые вопросы, которые, по словам В. Матягина, требуют незамедлительного вмешательства:
- демпинг со стороны нелегальных перевозчиков,
- рост цен на топливо,
- ужесточение весового контроля на автодорогах,
- увеличение рисков того, что автомобиль отправят на штрафстоянки.
Кроме того, реализация требований, которые содержатся в законе о тахографах, устанавливаемых на подвижном составе, и введение платы за проезд по федеральным трассам для грузовиков с массой свыше 12 т – все это оборачивается дополнительными расходами автоперевозчиков.
«Все начинается с того, что
сейчас сфера грузоперевозок существует по законам 1970-х. В современных реалиях они работают плохо или не работают совсем.
Те нормативные акты, которые появляются, в действительности оказываются малоэффективными, потому что не учитывают реального баланса спроса и предложения на рынке автоперевозок», – отметил В. Матягин.
По его словам, это приводит к тому, что транспортники вынуждены нарушать закон. Особенно ярко это можно было наблюдать во время весенней просушки трасс. В этот период на месяц вводят ограничения по нагрузке на ось. Однако автопредприятия должны перечислять зарплату сотрудникам, налоги, платежи за взятую в лизинг технику. Кроме того, именно в этот период дорожные строители формируют складские запасы для выполнения работ по модернизации и ремонту автомагистралей в теплый период года. Возникает необходимость доставлять дополнительные объемы стройматериалов. В нынешних условиях перевозчикам приходится нарушать правила.
«Прибыли сейчас, после вычета всех расходов, у автопредприятий почти не остается. Более того, цены на перевозки сегодня сохраняются на уровне 2009 года. Вместе с тем цена на топливо выросла с 2011-го почти в 2 раза. Весной она повысилась еще примерно на 20% по сравнению с началом текущего года.
Перевозчик вынужден выполнять рейсы с перегрузом, чтобы остаться на рынке»,
– рассказал В. Матягин.
По оценкам экспертов, доля нелегальных владельцев подвижного состава, маскирующих коммерческие рейсы под частные или индивидуальные перевозки, сегодня составляет около 80% от всего используемого парка. Всего же в РФ в нем числится около 6,5 млн ед. грузового автотранспорта.
На состоянии рынка автоперевозок сегодня сказывается и неопределенность с выдачей книжек МДП: с одной стороны, Конвенция МДП в РФ продолжает действовать, но на практике она не выполняется. И приходится использовать альтернативные схемы, которые на ряде направлений также увеличивают расходы.
То, что кризисные явления сильно повлияли на рынок автоперевозок, отмечают и другие игроки. «Возрастают риски неплатежеспособности. Клиентам не хватает денег, просрочки по платежам могут достигать 60 дней», – сообщила заместитель генерального директора ГК «Балтика-Транс» Ирина Капитанова.
Другие участники рынка отмечают, что
встречаются клиенты, которые рассчитываются за услуги спустя 90 дней.
Однако поскольку отношения с заказчиками нередко строятся на принципах доверия, то и после истечения этого срока деньги могут не перевести. Есть вероятность и того, что с автоперевозчиком вообще не расплатятся в полном объеме. Особенно если перевозки непрямые.
Чем сложнее цепочка, тем выше риски возникновения накладок. «Теперь задерживать платежи стали экспедиторские компании. Они ждут, когда с ними рассчитается за оказанные услуги грузовладелец, и сами оттягивают платежи», – рассказал генеральный директор «Союзхимтранс-Авто» Артем Баршай.
Как подтвердили эксперты Московского автомобильно-дорожного государственного технического университета (МАДИ), одной из причин возникновения неплатежей следует считать проблемы в сфере кредитования предприятий на пополнение оборотных средств и текущие расходы. Прежде заказчики могли легко привлечь банковский капитал, чтобы оплатить транспортные услуги. Теперь ставки кредита стали слишком высокими. Ухудшились условия выдачи кредитов. Исчезли схемы с овердрафтом, который позволял покрывать краткосрочные разрывы в платежах. Экзотической стала банковская услуга факторинга, к которой клиент мог прибегнуть в том случае, если был исчерпан кредитный лимит.
«В результате всем приходится ждать, когда у грузоотправителя появятся средства, вырученные от продажи товара. А транспортные услуги при переизбытке предложения на рынке становятся для предприятий отнюдь не приоритетной статьей расходов. Причем многие грузополучатели также смирились с рисками сбоев в цепочках поставок», – рассказал наш собеседник в МАДИ.
«Особенно сложная ситуация у тех, чей бизнес традиционно связан с вывозом контейнеров из морского порта», – отметил заместитель генерального директора «Совавто-СПб» Дмитрий Кадомский. Однако не все эксперты разделяют наиболее мрачные прогнозы, ожидающие рынок. «Нельзя сказать, что сейчас в целом плохо абсолютно всем автоперевозчикам. В частности,
есть крупные компании, которым удалось на данный момент стабилизировать свою работу. Есть и мелкие игроки, нашедшие свою нишу на рынке.
Однако надо иметь в виду, что июнь – традиционный месяц спада автоперевозок», – заметил председатель правления Клуба президентов ассоциаций автомобильного транспорта Юрий Сухин. По его словам, на рынке тяжело сейчас и грузовладельцам, и перевозчикам. Но к сложившейся ситуации так или иначе придется приспосабливаться. Похоже, государство считает, что этот рынок сам по себе располагает достаточными ресурсами для выживания.
Фото: АвтоТрансИнфо
Александр Солнцев
РЖД-Партнер